22 февраля 2013 года
Несмотря на продолжающийся спад
в экономике страны, риски инвестиций в отдельные отрасли
заметно изменились, отчасти ввиду начала первого этапа
восстановления, отчасти из-за перераспределения рисков
между отраслями.
С 2012 года начинается вторая "пятилетка"
"Рейтинга рискованных инвестиций". Предыдущие оценки
с 2006 по 2011 года практически полностью оправдались,
что еще раз подтверждает высокий уровень достоверности
нашей системы оценки рисков.
Итак, самыми рискованными отраслями
для инвестиций в Украине в ближайшие 5 лет (2013-2017)
будут:
1
|
Земля |
E
|
93
|
2
|
Банковская
сфера |
Е
|
88
|
3
|
Страхование |
E
|
86
|
4
|
Недвижимость |
E
|
83
|
5
|
Строительство |
D
|
77
|
6
|
Ритейл |
D
|
76
|
7
|
Автомобильная
отрасль |
D
|
75
|
8
|
Металлургия |
D
|
73
|
9
|
Стройматериалы |
D
|
72
|
10
|
Логистика |
D
|
71
|
* указан уровень риска инвестирования
в отрасли (по 100-бальной шкале) |
А - 1-20; В - 21-40; С -
41-60; D - 61-80; Е - 81-100. |
|
Рассмотрим детально каждую отрасль:
1. Земля
Природа рисков инвестиций в данную
отрасль заметно изменилось. Если ранее риски больше
определялись перенасыщенностью предложения на рынке
недвижимости и как следствие стагнацией на рынке земли,
то в следующие 5 лет высокий риск инвестиций будет
в первую очередь определяться текущим экономическим
спадом, который негативно влияет как на деловую активность,
так и на уровень доходов населения, косвенно влияющем
на данный рынок через рынок недвижимости. В грядущую
пятилетку мы сможем наблюдать только первые признаки
выздоровления мировой экономики, и рынки недвижимости
и земли станут явно не первыми, кто покажет заметный
рост и достаточный уровень перспективности для существенных
инвестиций. Наибольшие риски на рынке будут присутствовать
в следующие 2 года, а в целом данная сфера бизнеса
продолжает занимать первую строчку рейтинга риска
с 93 баллами.
2. Банковская сфера
Вялотекущий долговой кризис в мировой
финансовой системе будет определять и положение банковской
отрасли Украины все будущие годы. Будет наблюдаться
стабильное снижение количество банков и плавный выход
иностранных инвесторов с рынка. Это в целом будет
препятствовать активному развитию данной отрасли.
Буквально в ближайшие несколько лет финансовая система
столкнется с проблемой нескольких крупных банкротств
банков, что еще больше подорвет стабильность системы
и заставит государство вмешиваться в ситуацию, вводя
более жесткие условия работы на рынке и усиливая контроль
над системой. Фактически это станет "красным флагом"
для инвестиций на несколько следующих лет. В целом
оживление финансового сектора можно ожидать не ранее
2016 года, что совпадает с основной фазой начала волны
подъема экономики после глубокого кризиса. На следующую
пятилетку уровень риска по факту 2012 года остается
на уровне результатов 2011 года - 88 баллов.
3. Страхование
Страховая отрасль входит в период
глубокого кризиса. В следующие 5 лет это будет одна
из самых рискованных сфер для инвестиций. Кризис в
недвижимости, автомобильной отрасли и банковской сфере
фактически лишают страхование основного потока клиентов,
на которых отрасль держалась последние 6-7 лет. Учитывая
высокую конкуренцию на страховом рынке, а также высокие
риски, присущие клиентам страховых компаний, можно
ожидать еще большего ухода с рынка мелких и средних
компаний и существенные проблемы с операционной деятельностью
у крупнейших страховиков страны. По факту 2012 года
страхование выходит на 3 место по уровню риска с 86
баллами и замыкает тройку лидеров рейтинга рискованных
инвестиций.
4. Недвижимость
Недвижимость только в последний
год начала показывать некую стабилизацию и немного
снизила риски инвестиций. Но все же, уровень риска
инвестиций в данную отрасль на следующие 5 лет будет
оставаться на довольно высоком уровне. Активная фаза
входа конечных потребителей в рынок пришлась на 2007-2008
года, что означает, что они выпадают из него на довольно
большое время и смогут опять выйти на рынок с достаточной
покупательной способностью не ранее 2017-2018 года.
Оставшаяся часть потенциальных клиентов не смогут
обеспечить достаточный приток средств для быстрого
восстановления рынка и текущая ситуация не изменится
в ближайшие годы, определяя уровень риска инвестиций
в недвижимость в данном рейтинге в 83 балла, и как
результат, 4 место.
5. Строительство
Строительная отрасль в будущем
должна будет одной из первых начать выходить их затяжного
кризиса, но при этом первые несколько лет будет стабильно
находится в рецессии. По сравнению с 2011 годом показатель
уровня риска упал с 82 баллов до 77, но это еще не
достаточно для рассмотрения строительства как инвестиционно
привлекательного сегмента бизнеса в Украине. Заметное
оживление отрасли можно будет наблюдать начиная с
2015 года, когда в экономике начнет формироваться
достаточный запас для обеспечения будущей платежеспособности
потенциальных конечных пользователей. Именно с того
периода и стоит начинать присматриваться к инвестициям
в строительную отрасль.
6. Ритейл
Стремительным прыжком в наш рейтинг
врывается ритейл, сразу с 76 баллами риска и 6 местом
в десятке. Несколько несвойственные показатели риска
инвестиций для данной отрасли объясняются, в первую
очередь, накопленными избыточными мощностями (количеством
торговых точек), что будет провоцировать перераспределение
сфер влияния между основными сетями и попыткой вытеснения
мелких игроков, а также ростом товарооборота в теневом
сегменте экономики. Это означает еще больший уход
товаропотоков на рынки(базары), работающие по упрощенным
схемам и более легко подстраивающиеся к изменчивой
рыночной ситуации в вопросе гибкости ценообразования.
В такой ситуации инвестиции в создание новых розничных
сетей можно рассматривать как одни из самых рискованных
среди всех потребительских рынков в Украине.
7. Автомобильная отрасль
Показатель риска инвестиций в автомобильную
отрасль за прошедший год практически не изменился
и остается в ближайшие 5 лет на достаточно высоком
уровне. Данный рынок характеризуется высокой зависимостью
от состояния финансовых рынков, а также легкости привлечения
финансирования. Учитывая, что экономика сейчас страдает
именно от долгового кризиса, увеличить активность
потребителей на данном рынке стандартными методами
не удастся, поэтому в ближайшие годы автомобильный
рынок будет в относительно стабильном состоянии в
небольшим объемом и без существенных всплесков. При
такой ситуации инвестиции в данный рынок в ближайшие
годы становятся слишком рискованными и составляют
75 баллов, закрепляя автомобильную отрасль на 7 месте
рейтинга.
8. Металлургия
Спад на большинстве капиталоемких
рынках очень существенно сказался на металлургической
отрасли. К сожалению специфика отрасли не позволит
быстрыми темпами активизировать потребление металлургической
продукции и кардинально переломить ситуацию. Самым
вероятным сценарием будет дальнейший спад по всей
отрасли по всем мировым рынкам со стабилизацией в
районе 2015 года, после чего отдельные страны начнут
поэтапно выводить из тупиковой ситуации свою металлургию
путем стимулирования внутреннего потребления. В итоге
рассматривать инвестиции в металлургию пока что можно
только в негативном ключе и уровень риска таких инвестиций
составляет по результатам 2012 года 73 балла.
9. Стройматериалы
Отрасль производства строительных
материалов в последние годы постепенно выходит из
рецессивного состояния, и снижает уровень риска инвестиций
до 72 баллов, занимая в рейтинге только 9 позицию.
Такое существенное изменение в первую очередь объясняется
будущим плавным выходом мировой экономики из долгового
кризиса, что позволит увеличивать спрос на рынке недвижимости
и соответственно на рынке стройматериалов. Однако,
рынок стройматериалов будет выходить из кризиса на
несколько лет раньше остальных смежных рынков, так
как в производственной цепочке строительства он идет
на первом месте.
10. Логистика
Непривычно видеть в рейтинге ранее
довольно надежную и прибыльную отрасль логистики.
Существует целый ряд причин, которые вместе привели
к росту риску инвестиций в данную отрасль. В первую
очередь это избыточный объем логистических мощностей,
созданных в периоды бурного роста мировой экономики.
Также в ближайшие годы будет происходить изменение
основных товаропотоков, что скажется и на объемах
обрабатываемых грузов и на фактической прибыли логистических
компаний. Таким образом, увеличение мощностей в текущем
высоко-конкурентном рынке будет рациональным только
в очень долгосрочной перспективе. В кратко и среднесрочной
перспективе такие инвестиции слишком рискованны для
больших капиталовложений на территории Украины. По
результатам 2012 года отечественная логистика вышла
на 10 место в рейтинге риска с 71 баллами.
|